Оклады на иконы

Категория: Статьи

Иконный оклад защищает икону от внешних воздействий (пыль, свечная копоть, механические повреждения) и торжественно «укрывает»ее.

Оклады на иконы возникли еще в 11-13 веке. Тогда иконы начали окантовывать полосками из драгоценного металла, на которых изображались либо образы святых, либо просто орнамент.

Рождество Марии

15 век. Тверь. Оклад на полях. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Иногда на полях иконной доски писали несколько маленьких икон, которые также закрывались окладом.

Богоматерь Петровская.

Россия. 16 век. Сергиево-Посадский музей-заповедник.

Существуют такие формы окладов:

1) Басма.
В Москве есть одна из центральных улиц — Басманная. По одной из версии предполагают, что свое название она получила благодаря мастерам серебряного дела, изготовлявшими басмы — узорные украшения для окладов икон из басманного (тонкого листового) серебра, реже золота, меди или железа и жившим здесь.
Басма закрывает от края полей всю икону, не затрагивая самих изображений.

Благовещение

17 век. Россия. Кёлликен. Собрание Г. Амберга

2) Риза.
Риза закрывает всю площадь иконы, кроме телесных частей фигуры.

Иоанн Богослов в молчании

17 век. Музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева

После того, как иконописец напишет икону и поместит ее в оклад, дальше уже можно ее помещать в киот:

Икона в киоте

Тема: ,