Иконный оклад защищает икону от внешних воздействий (пыль, свечная копоть, механические повреждения) и торжественно «укрывает»ее.
Оклады на иконы возникли еще в 11-13 веке. Тогда иконы начали окантовывать полосками из драгоценного металла, на которых изображались либо образы святых, либо просто орнамент.
Иногда на полях иконной доски писали несколько маленьких икон, которые также закрывались окладом.
Существуют такие формы окладов:
1) Басма.
В Москве есть одна из центральных улиц — Басманная. По одной из версии предполагают, что свое название она получила благодаря мастерам серебряного дела, изготовлявшими басмы — узорные украшения для окладов икон из басманного (тонкого листового) серебра, реже золота, меди или железа и жившим здесь.
Басма закрывает от края полей всю икону, не затрагивая самих изображений.
2) Риза.
Риза закрывает всю площадь иконы, кроме телесных частей фигуры.
После того, как иконописец напишет икону и поместит ее в оклад, дальше уже можно ее помещать в киот:
Тема: киот настенный, оклады на икону